Демидовская площадь в Барнауле

Одна из площадей города Барнаула носит название Демидовская площадь. Ансамбль площади, о которой говорили "уголок Петербурга", создавался в 1820-1850 гг.Название площади дал обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае - "Демидовский столп". Возводился он с 1825 по 1839 гг. Сложенный из блоков серого гранита, обработанного на Алтае, он имеет высоту 14 метров. На гранях постамента первоначально были укреплены памятные бронзовые доски с надписями: "Столетию Колывано-Воскресенских заводов, свершившемуся в царствование Императора Александра I лета 1825 года", "Колыванские заводы основаны статским советником Демидовым в 1725 году. Вступили в собственность Его Императорского Величества в царствование Императрицы Елизаветы I в 1747 году".Обелиск был воздвигнут по предложению П.К. Фролова, начальника округа Колывано-Вознесенских заводов. Архитектор Я.Н. Попов."Демидовский столп" в Барнауле - один из немногих в России памятников, увековечивших имя Акинфия Демидова, а также знаменательный исторический факт - становление и развитие горного производства на Алтае, обеспечивавшего в XVIII - XIX веках казну Российской империи серебром.

0 комментариев

Франц Антон Герстнер в России

Первой железной дорогой общественного пользования в России стала экспериментальная на тот момент Царскосельская железная дорога.Построенная в 1837 г., она соединила Санкт-Петербург и Царское Село и стала всего лишь шестой железной дорогой в мире.Первопроходцем в строительстве железных дорог на территории нашей страны стал подданный Австрийской империи, чех Франц Антон Герстнер, который уже имел опыт создания в 1830 г. конно-железной дороги в Богемии.Неутомимый чех направил несколько писем высокопоставленным чиновникам Российской империи вплоть до императора Николая I с просьбой поработать на благо страны. Прибыв в Россию, он нашел поддержку у знаменитого промышленника, Сергея Ивановича Мальцова, впоследствии инициатора постройки узкоколейных дорог в России, а в 1835 г. Франц Антон Герстнер добился аудиенции у императора, где горячо доказывал необходимость строительства железных дорог. Несмотря на активное противодействие противников железнодорожного строительства, в частности, министра финансов Е.Ф. Канкрина, Францу Герстнеру удалось убедить Николая I построить опытную железную дорогу до Царского Села и Павловска длиной 27 км.После одобрения специальной…

0 комментариев

Выставка «Дворянский род Шереметевых»

В Выставочном зале федеральных архивов в г. Санкт-Петербурге (Заневский проспект, 36) открыта историко-документальная выставка «Дворянский род Шереметевых».Выставка посвящена деятельности представителей семьи Шереметевых с XVII в. по 1917 г. и продолжает серию историко-документальных выставок, посвященных знаменитым дворянским родам Российской империи.Шереметевы – один из самых старинных и известных дворянских родов России, имевший общее происхождение с родом Романовых.Основу экспозиции составили документы Российского государственного исторического архива (РГИА) из личных фондов графов Шереметевых (Ф. 1088, 1118). На выставке представлены более 400 личных документов Шереметевых, многие из которых экспонируются впервые.Также на выставке представлены документы известных представителей рода Шереметевых середины XIX – начала XX вв., – Дмитрия Николаевича (1803–1871) и его сыновей: Сергея Дмитриевича (1844–1918) и Александра Дмитриевича (1859–1931).Выставка работает с 11 октября по 8 декабря 2023 г.Понедельник-четверг с 10.00. до 17.15, пятница до 16.15.Выходные дни: суббота, воскресенье и последняя пятница месяцаВход бесплатный, по паспорту.

0 комментариев

Гибель Андрея Карамзина

С началом Крымской войны в 1853 г., муж Авроры Карловны, Андрей Николаевич Карамзин, отправился на фронт в чине полковника. 1 июня 1854 г. в «особом прибавлении» газеты «Русский инвалид» была опубликована статья, в которой сообщалось, что: «…Полковник Карамзин, вопреки данной ему инструкции, увлекся порывом своей отваги, и перейдя через речку Ольтицу, быстро понесся к Каракулу на встречу находившагося там неприятеля, сила котораго была ему совершенно неизвестна. Турки, стоявшие тут в числе 3000 чел., дозволив нашему отряду неосторожно перейти через болотистую речку Тезлуй, начали густыми толпами обходить фаланги, и за тем устремились на него с фронта…В столь невыгодном положении, гусары и артиллеристы продолжали еще упорно отбиваться… При этом неравном бое отряд наш понес сильную потерю: Полковник Карамзин и 2 Обер-Офицера убиты, 16 Офицеров ранены; нижних чинов выбыло из строя убитыми и ранеными 104» (орфография документа сохранена).Андрей Николаевич Карамзин погиб 16 мая 1854 г. Можно представить, как велико было горе Авроры Карловны,…

0 комментариев

Петроградская сторона

Исторически Петроградская сторона — это семь островов дельты Невы: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин, — объединенные в один городской район. С этих островов началась история города: здесь была сооружена первая крепость и первая судоверфь, построен первый дом, появились первая площадь и первая церковь, была проложена первая центральная дорога.Все острова в допетровское и частично в петровское время имели совсем другие названия, некоторые были переведены с финского, правда не всегда верно, как например, остров Заячий, где зайцев отродясь не было, зато ежегодно праздновался день Ивана Купалы и соответственно так же был назван остров, на финском эти два слова очень похожи между собой. Но это лишь версия. Аптекарский остров до 1726 г. именовался с финского как остров "глухого леса" или Вороний, Дикий или Еловый остров, а после был переименован по находившемуся там Аптекарскому огороду.Острова довольно долго оставались пригородами Петербурга, были частным владениями богатых и именитых людей, в том числе Петровский остров (до этого Столбовой…

0 комментариев