Первой железной дорогой общественного пользования в России стала экспериментальная на тот момент Царскосельская железная дорога.
Построенная в 1837 г., она соединила Санкт-Петербург и Царское Село и стала всего лишь шестой железной дорогой в мире.
Первопроходцем в строительстве железных дорог на территории нашей страны стал подданный Австрийской империи, чех Франц Антон Герстнер, который уже имел опыт создания в 1830 г. конно-железной дороги в Богемии.
Неутомимый чех направил несколько писем высокопоставленным чиновникам Российской империи вплоть до императора Николая I с просьбой поработать на благо страны. Прибыв в Россию, он нашел поддержку у знаменитого промышленника, Сергея Ивановича Мальцова, впоследствии инициатора постройки узкоколейных дорог в России, а в 1835 г. Франц Антон Герстнер добился аудиенции у императора, где горячо доказывал необходимость строительства железных дорог. Несмотря на активное противодействие противников железнодорожного строительства, в частности, министра финансов Е.Ф. Канкрина, Францу Герстнеру удалось убедить Николая I построить опытную железную дорогу до Царского Села и Павловска длиной 27 км.
После одобрения специальной комиссией, 16 апреля 1836 г. Николай I подписал указ об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска».