Мебельные раритеты семьи Демидовых в Эрмитаже

В 2021 г. коллекционер М.А. Суслов приобрел на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино - бывшего итальянского владения Демидовых. Комод является парным предмету мебели из коллекции Эрмитажа.Оба этих комода в стиле рококо, вероятно, должны были стать подарком императрице. Однако церемония подношения не состоялась, и комоды заняли место в резиденции Демидовых в Петербурге. В середине XIX века один из комодов был вывезен в итальянскую резиденцию Демидовых в Пратолино, а второй, позднее попавший в собрание Эрмитажа, остался в России.Комод из эрмитажного собрания декорирован в технике наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Он был исполнен в Санкт-Петербурге в 1760-е–1770-е гг. по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. У парного комода из Пратолино аналогичные форма корпуса, наборные сюжетные и орнаментальные композиции, а также фигурные накладки из металла. Причем, у комода из эрмитажного собрания все накладки – из золоченой…

0 комментариев

Веер в России и Европе XIX

В начале XIX века, в отличие от XVIII века, в Европе, и России веера становятся совсем маленькими. Часто они полностью выполняются из кости или рога, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор сводится к ажурной резьбе. Кроме того, иногда лицевые пластины украшались золотом и драгоценными камнями.На фото: Веер с черепаховыми палочками, один щиток с золотой и бриллиантовой короной и бриллиантовой монограммой. На лицевой стороне монохромно изображены две женские фигуры в традиционных одеждах; подписано и датировано Полем Жамином, 1884 г. Оборотная сторона обшита черной тафтой и окрашена в золотой цвет с двумя грифонами и короной «М». Этот веер принадлежал принцессе Матильде (1820-1904). Родившаяся в Триесте Матильда Летиция Вильгельмина Бонапарт вышла замуж за Анатоля Демидова Сан-Донато в 1840 г. — они расстались четыре года спустя. Матильда всю жизнь находилась в дружеских отношениях с Авророй Карловной Демидовой-Карамзиной.Последовавший за ампиром историзм приводит к тому, что появляются веера, выполненные в подражание различным стилям прошедших эпох…

0 комментариев

Наставления Нестора Кукольника

После тяжелой болезни, осенью 1854 г., племянник Нестора Васильевича Кукольника, Платон Алексеевич Пузыревский (1830–1871), будущий известный геолог и профессор Санкт-Петербургского университета, вынужден был отправиться для поправления здоровья и с научной целью в Италию, Неаполь. Заботливый дядя, чтобы оградить юношу от возможных соблазнов, составил ряд наставлений. Наставления он записал в небольшой тетрадке с зеленой обложкой, которую так и назвал «Зеленая книжечка»:"... Чуть за рубеж России, не только молодежь, но и старики ощущают радость как будто какого-нибудь освобождения, не замечая того, что они долго засиделись дома, и обрадовались, что их, как из пансиона, пустили в гости. Вот они и давай рассказывать, как школяры, что у них тараканы в супе, что учителя – глупцы и т.п. Все это делается как-то невольно, а потом и взял бы речи назад, да поздно; улетели и могут долететь до коварного и мстительного уха. А остерегся на первых порах, потом обратится в привычку. При том же поносить отечество…

0 комментариев

«И фортепьяно вечерком…»

Домашнее музицирование было одним из любимейших развлечений в дворянских семьях. Традиция домашнего музицирования зародилась в Европе и оттуда была привнесена в русскую культуру Петром I. Чтобы музицировать, не требовалось уникальных способностей к исполнительству, нужно было лишь сносно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, либо петь и, конечно же, уметь наслаждаться музыкой. Как писал А.С. Пушкин: «Из всех наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».Одной из форм домашнего музицирования были семейные концерты. Члены одной или нескольких семей могли составлять дуэты, трио, ансамбли, могли выступать в одном и том же концерте и как вокалисты, и как музыканты. Одной из веских причин, способствовавших популярности домашнего музицирования, была возможность выбрать произведение для домашнего концерта по принципу удобства исполнения и собственной симпатии.Модные журналы, так любимые дамами в конце XVIII — XIX вв., отражали не только модные тенденции в одежде, но и модные увлечения. Листая модный журнал, мы узнаем, чем была наполнена…

0 комментариев