В начале XIX века, в отличие от XVIII века, в Европе, и России веера становятся совсем маленькими. Часто они полностью выполняются из кости или рога, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор сводится к ажурной резьбе. Кроме того, иногда лицевые пластины украшались золотом и драгоценными камнями.
На фото: Веер с черепаховыми палочками, один щиток с золотой и бриллиантовой короной и бриллиантовой монограммой. На лицевой стороне монохромно изображены две женские фигуры в традиционных одеждах; подписано и датировано Полем Жамином, 1884 г. Оборотная сторона обшита черной тафтой и окрашена в золотой цвет с двумя грифонами и короной «М». Этот веер принадлежал принцессе Матильде (1820-1904). Родившаяся в Триесте Матильда Летиция Вильгельмина Бонапарт вышла замуж за Анатоля Демидова Сан-Донато в 1840 г. — они расстались четыре года спустя. Матильда всю жизнь находилась в дружеских отношениях с Авророй Карловной Демидовой-Карамзиной.
Последовавший за ампиром историзм приводит к тому, что появляются веера, выполненные в подражание различным стилям прошедших эпох – барокко, классицизму, готике и проч. В России в 1810-20-х гг. появляются даже такие уникальные вещи, как стальные тульские веера со стальными «алмазами». Снова модными становятся китайские веера. «Северная пчела» в 1833 г. в разделе «Мода» пишет: «На бале можно надеть только шарф кружевной или хоть газовой, но ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала, иначе подумают, что вы из Камчатки». Кроме того в моде опахала из страусовых перьев на ручке, в которую часто встроено зеркальце.
Увлечение в 1830-е гг. готикой также нашло отражение в веерах (в России появляются уникальные чугунные веера «в готическом вкусе», изготовленные на Каслинском заводе). На смену излюбленным античным сюжетам приходят средневековые, литературные сюжеты; на смену античным храмам – романтические руины, замки, рыцари, трубадуры.
Ближе к концу XIX века в России и Европе появляются и становятся модными веера из перьев, привезенные из Южной Америки, что связано с этнографическими и археологическими экспедициями, активно проводимыми в XIX веке на территории Америки и Африки.
В Петербурге было несколько торговцев и изготовителей вееров – «Трейдман Фриц, токарь, Караванная ул.д.22», «Басонщик Дорн Иоган Людвиг, 2л.на В.О., д.21.кв.1» (делал кисти к веерам), «Больделен Густав 2 г.к.Нев.пр.д.6», «Торговый дом И.Е. Морозова, Гост.дв., Зерк.лин.№ 86». Одна из самых известных российских фирм – фирма «Александр», которую основал токарь Александр Иванович Трейберг. Его магазин с 1867 по 1917 гг. находился в доме № 11 по Невскому проспекту. Фирма изготовляла веера для членов императорской фамилии, а с 1883 г. приобрела статус поставщика императорского двора. Такой же статус имела французская фирма «Alexandre».
В Петербурге в XIX веке были также веерные магазины – «Английский магазин Никольса и Плинке» и «Magasin Etranger» Роберта Ноэк (на Большой Морской ул.д. 30), в рекламе которого в 1878 г. сказано: «у нас всегда можно купить веера отличной выделки в особенно хорошем вкусе всяких цен – от самых дешевых до самых ценных – в таком выборе, что каждый покупатель не только может выбрать веер по собственному вкусу, но даже и по такой цене, какую сам определит. Цены от 30 к. Бальные очень красивые от 2 р.».
Использован материал с сайта: https://goodcoins.su/antic/tecstile/skladveer19-20.htm