Мологский край и Мусины-Пушкины

В сентябре 1935 г. было принято Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о строительстве Рыбинской и Угличской ГЭС, 14 апреля 1941 г. началось заполнение водохранилища. Было затоплено 4 550 км: город Молога с населением около 6 тыс. человек, 745 населенных пунктов, три монастыря, более 50 церквей, бывшие дворянские усадьбы. Среди затопленных усадеб оказались и усадьбы Мусиных-Пушкиных - Иловна и Борисоглеб.Комплекс владений Мусиных-Пушкиных на Мологской земле начал складываться еще в начале XVII века. Родовым имением Иловна становится при родоначальнике графской ветви, Алексее Ивановиче Мусине-Пушкине (1744-1817), археографе, первооткрывателе «Слова о полку Игореве». А.И. Мусин-Пушкин проводил в «ярославской деревне», как он называл Иловну, много времени, занимался научными изысканиями, был известен соседям как «до редкостей охотник», отдыхал и занимался делами усадьбы.Борисоглебское хозяйство эволюционировало в русле общих тенденций экономического развития Мологского уезда. Важную роль в развитии промышленности сыграло строительство Северных железных дорог, начатое в 1859 г. В результате появившейся возможности быстро сбывать продукцию происходит бурное…

0 комментариев

Неизвестный портрет?

Еще одна неизвестная кажется стала известной.В Государственном Эрмитаже хранится миниатюра "Портрет дамы в шляпе с цветами". Овал размером 5,7х4,6 см, кость, акварель гуашь. Датируется 1825 г. Художник Хуан Маррас. И дата и имя художника четко читаются по правому и левому краю миниатюры.В Историческом музее нашлась фотография Карла Андреевича Фишера с аналогичной (или той же?) миниатюры с изображением Марии Никитичны Дурново, урожд. Демидовой.Мария Никитична Дурново (1776-1847), младшая дочь Никиты Акинфиевича Демидова (1724-1789) и его последней жены Александры Евтихиевны (1745-1778). Замужем за своим троюродным племянником, Дмитрием Николаевичем Дурново (1769-1834). За заслуги мужа - гофмаршала, петербургского губернского предводителя дворянства, обер-гофмейстера, 6 декабря 1831 г. была пожалована в кавалерственные дамы ордена Святой Екатерины (малого креста).Может ли Мария Никитична быть изображена на миниатюре? Теоретически да, хотя возраст 49 лет вызывает некоторые сомнения. Еще одно изображение Дурново - литография Йозефа Крихубера, датируется 1835 г. (хранится в Луганском областном художественном музее) и иконографически не противоречит портрету на…

0 комментариев

Выставка «Я был от балов без ума…»

В Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке начала работу выставка «Я был от балов без ума…».В начале XIX века Александр I ввел обычай устраивать в Зимнем дворце новогодний народный маскарад. В ярко освещенных залах открывались все двери – «Милости просим кому угодно!». Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Светская хроника освещала эти новогодние события со всеми подробностями. Выход императора из внутренних покоев в сопровождении придворных совершался под звуки торжественного полонеза. Августейшие особы и свита были в маскарадных костюмах, которые довершали впечатление от великолепия праздника. После маскарада для всех присутствующих устраивался новогодний ужин.В дворянских семьях в середине XIX века сложился обычай к Новому году наряжать елку, а в купеческих и мещанских домах ее украшали в первый день Рождества.На рубеже XIX-XX веков появилось еще одно новшество – новогодние поздравительные открытки, которые сразу же стали невероятно популярны во всех сословиях горожан.Заглавием к выставке послужила строка А.С. Пушкина из поэмы «Евгений Онегин» – «Я…

0 комментариев

Переатрибуция портрета

Переатрибуция портрета - вопрос тонкий и часто неоднозначный. Нередко случается, что в литературе и каталогах продолжает бытовать прежнее имя изображенного человека, а в музее давно известно, кто это... Портрет великой княгини Елены Павловны, кисти Владимира Ивановича Гау, 1840 (бристольский картон, акварель, белила. 26.1 х 20.4). Был приобретен на аукционе Кристи в 2009 г. в составе коллекции акварелей из парижского собрания А.А. Попова. Сейчас в собрании Государственного Эрмитажа. Сравнение с литографическими портретами великой княжны Ольги Николаевны показал, что на акварели Гау изображена не Елена Павловна, а средняя дочь Николая I. Конечно, далеко не всегда литографии и гравюры дают неоспоримое доказательство изображения того или иного лица. Но в данном случае этот вопрос решается однозначно - на литографиях с портретом Ольги Николаевны в разных вариантах (также и в зеркальном отражении) по акварели Владимира Гау, растиражированных в Российской империи, четко обозначено имя великой княжны . Информация со страницы ВК Ирины Крупской-Баск (18.08.2022)

0 комментариев

Деловая переписка Н.Н. Демидова

Традиции деловой переписки, как части эпистолярных традиций, широко представлены в архивных материалах династии Демидовых. Никита Никитич Демидов прославился своей жесткостью, и в письмах он не стеснялся в выражениях относительно «провинившихся»: «негодяя и лычалщика вятскаго купца или прямо сказать плутца Колошина...»; «...вы нерадивцы и плуты... у васъ слепых олуховъ...»; «по жалобе на насъ отъ плутцовъ храмоногова беса и гадклва человека кнауфа прикащиков...». И, наоборот, говоря о железе как ценном продукте производства, Никита Никитич находит и другие слова, другой тон, уважительный: «...а железо б выковывалось самое мягкое и гибкое, и во всей отделке словомъ сказать щегольское и похвальное». «...оное железо... зделано бъ было в толщину как и обыкновенное ординарное полосное железо делаетца въ полъдюима а не толщей... притомъ проварное и мягкое в тяге ровное и гладкое с чистыми и круглыми концами...».

0 комментариев