Партитуры редких опер Сальери

Более 60 лет назад свердловский музыковед Борис Манжора увидел в нижнетагильском музее рукописный сборник древних песнопений известного русского музыкального теоретика Ивана Акимовича Шайдурова, записанный особыми значками — «знаменами», пришедшими в Россию из Византии. Сборник был датирован первой половиной XVIII века. Борис Георгиевич продолжил знакомство с музейными фондами и обнаружил нотные тетради двух опер Антонио Сальери («Праздник в Венеции» и «Училище ревнивых»), а также оперы Джузеппе Гаццанига «Капризная жена», оперы «Сципион» Георга Генделя, которая была поставлена в Санкт-Петербурге в 1745 г., оперы «Армида» Марка Кольтелина, написанной в 1774-м, и одной из самых первых русских опер под названием «Сбитенщик».Но откуда в Нижнем Тагиле, где никогда не было музыкального театра, партитуры итальянских опер? В те далекие времена, во второй половине XVIII и начале XIX века, оперы ставились только в Петербурге и Москве. На Урале об опере и балете знали только из рассказов приезжих.Оказалось, партитуры присылали заводовладельцы для библиотеки Выйского училища, а в самом…

0 комментариев

Староуральское с подмусориванием

С 1830-х гг. Нижнетагильский завод Демидовых начинает специализироваться на выделке дорогостоящего элитного листового кровельного металла.В 1836 г. мастер Федор Шептаев разрабатывает способ проката листового железа, который использовался в производстве вплоть до середины XX века. Новинка получила даже специальное название - «староуральское с подмусориванием».Технология предполагала, что полосы железа нагревались и прокатывались до толщины в несколько миллиметров. Затем их разрезали на пласты, которые пропускали через валки прокатной машины более десяти раз. Листы постоянно пересыпали угольным мусором, вновь нагревали и прокатывали, добиваясь толщины в 0,5 миллиметров. Тагильское листовое железо отличалось от продукции других заводов матовой поверхностью благородного оттенка. Ее добивались за счет угольной крошки. На рынке в тот момент существовал металл лишь с глянцевым покрытием.Высокое качество и уникальный внешний вид позволяли продавать уральский металл в два раза дороже, чем у конкурентов при условии высокого спроса. Рынок сбыта помимо России был направлен на Великобританию и Францию.

0 комментариев

История правил дорожного движения в России

История российских правил дорожного движения началась при Иване III, который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволявшими быстро преодолевать большие расстояния.В 1683 г. Петр I запретил быструю езду по городским улицам, езду без возниц и на невзнузданных лошадях. Кучерам запрещалось бить прохожих хлыстами. В 1719 г. указом первого российского императора были созданы полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения.В 1730 г. императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима – любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.В 1883 г. была издана "Инструкция городовым Московской полиции", которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им…

0 комментариев

Одно из последних творений Великого Карла

Юбилейная экспозиция Карла Брюллова проходит в Русском музее до 12 мая 2025 г. Еще при жизни за огромные заслуги перед русской культурой он был назван «Великим Карлом» — именно Брюллов сделал русскую живопись первой половины XIX века фактом мировой культуры.В 1843 г. Карл Павлович Брюллов получил заказ на росписи в Исаакиевском соборе. Ему достались самые ответственные участки: купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцати апостолов в барабане и четыре композиции в аттике.13/25 ноября 1843 г. художник обязался «написать в Исаакиевском соборе в своде под фонариком Иисуса Христа во славе с небесным знамением <...>. В большом своде купола – молящуюся Богоматерь с предстоящими по сторонам: с правой – Иоанна Крестителя, с левой – Иоанна Богослова, а на остальном пространстве – ангелов-хранителей августейшего дома <...> с группами ангелов <...>. В подкупольной башне – двенадцать картин по золотому полю, изображающих восемь апостолов – сидящие фигуры <...>, и четыре христианские добродетели: Надежду, Веру, Любовь и Софию. На…

0 комментариев

Экспорт демидовского железа

Сбыт демидовского железа за границу - интереснейшая страница в истории русской торговли. Уже в XVIII веке у Демидовых были конторы в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. В 20-х годах XIX века к ним прибавились торговые конторы в Таганроге, Одессе, Вильне. Металл сюда доставляли по рекам на своих же барках-коломенках, которые строили на берегу реки Чусовой. Они отправлялись в путь по реке Чусовой с Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской заводских пристаней. В караване было до 40 судов. На зимовку останавливались в Твери и затем шли по Вышневолоцкому каналу. В первой половине XIX века караваны шли водой до Рыбинска, откуда далее - по Тихвинскому каналу. Пришедшее с караванами судов в Петербург и Ригу демидовское железо отправляли за границу через северные моря. Экспортными операциями ведала санкт-петербургская контора, ставшая Главной демидовской конторой. В 60-х гг. XVIII века крупнейшими покупателями железа у Н.А. Демидова были англичане Судерланд, Ригель и Торнтон. В 70-х…

0 комментариев