Вы сейчас просматриваете Прекрасная любимица публики

Прекрасная любимица публики

«Прекрасная любимица публики» – так называли звезду Александринской сцены 1840-1850-х гг. Веру Васильевну Самойлову, которая осталась в истории театра превосходной актрисой, красавицей, блистательной исполнительницей Софьи в «Горе от ума», пушкинской Татьяны. Она не имела соперниц в высокой комедии, была символом аристократического вкуса и грациозной женственности. Публика обожала ее, не уставая выражать свой восторг. 

Родители Веры Самойловой к моменту ее рождения были людьми прославленными, обласканными царской семьей, имели прочное положение. Отец, Василий Михайлович Самойлов, — знаменитый оперный тенор. Мать — Софья Васильевна Самойлова, урожденная Черникова, — прежде артистка оперы (сопрано), выступала в водевилях и комедиях. Они — основоположники трех поколений актерской династии Самойловых.

Дебют Веры Самойловой состоялся в день ее рождения и в бенефис сестры Надежды 10 ноября 1841 г. В нем участвовал и брат Василий Васильевич. Театр, как всегда, был полон: бенефисы Самойловых неизменно притягивали публику. Да и появление на сцене нового члена семьи — безусловное событие. В числе прочих пьес давали драму Н.И. Филимонова «Князь Серебряный, или Отчизна и любовь» (по повести А. Марлинского (А. А. Бестужева) «Наезды») о российских событиях 1613 г. Критика, дружно и справедливо обрушившись на пьесу, восторженно приветствовала юную дебютантку, хотя Вера Самойлова вышла в роли красавицы Вареньки Васильчиковой, похищенной литовцами и спасенной князем Серебряным, — в роли, которую А.И. Вольф определил как «бесцветнейшую».

Николай I приезжал почти на все бенефисы сестер Самойловых. Присутствие государя на бенефисе всегда имело последствием подарок бенефицианту. В то время не подносили больших букетов артисту, а кидали маленькие букеты из лож и партера. Большие букеты подавали прямо в уборную актрисы. Иногда, также за кулисы, знакомые и поклонники приносили подарки.

Вере Самойловой однажды Анатолий Демидов прислал за кулисы роскошный букет; она привезла его домой, и на другой день, на просьбу какой-то знакомой дать ей цветок из букета, отдала весь букет. Каково же было удивление артистки, когда вскоре после того ее спросили: «понравился ли ей браслет, который был спрятан в букете?». Пришлось отыскивать букет, и счастье, что еще он не успел совсем завянуть, и его не выбросили. Браслет был спасен.

В феврале 1853 г. Вера, как писали, «внезапно» покинула сцену. Ее уход искренне оплакивали, с утратой долго не могли смириться и публика, и критика. Видевшие Самойлову помнили ее до конца своих дней. Причиной ухода Веры Самойловой со сцены послужило замужество.