Железнодорожный проект Анатолия Николаевича Демидова в Италии не привел к реальным результатам, хотя и интересен в контексте индустриализации Тосканы в середине XIX века. Согласно этому проекту предполагалось соорудить железную дорогу от Флоренции до следующего региона – Романьи. Сохранилась обширная документация, позволяющая детально проследить начало инициативы, относящееся к рубежу 1845-1846 гг. – к периоду «железнодорожной лихорадки» в Европе.
К тому моменту великий герцог уже предпринял, в 1841 г., прокладку железной дороги от Флоренции к главному тосканскому порту, Ливорно. Ее сооружение было поручено одной английской фирме, которая привлекла знаменитого английского инженера и изобретателя Роберта Стефенсона. Его же великий герцог позднее пригласил к обсуждению проекта железной дороги от Флоренции на север, через Апеннины.
В Историческом архиве Флоренции сохранилось письмо, отправленное в 1845 г. князьями Анатолием Демидовым Сан-Донато и его партнером, Иосифом Понятовским, где идея приобретала еще больший размах – предлагалось не только проложить путь на север, но и на юг – до Ареццо и Кьюзи. В одной неподписанной записке, с датой 4 декабря 1845 г., отразились переговоры Демидова и Понятовского с представителями правительства, где высказывались трудности строительства дороги через горы и желание получить концессию хотя бы на южный, более удобный маршрут.
Как бы там ни было, далее проекта дело не пошло и железная дорога от Флоренции до Болоньи появилась лишь в конце XIX столетия – спустя полвека после ее первоначального обсуждения.