Барон Клодт и Николай I

По строжайшему этикету запрещалось обгонять экипаж императора. Знаменитый скульптор барон П.К. Клодт не раз осмеливался нарушить это правило, точнее, закон.

Как-то, проезжая в коляске, запряженной парой своих «арабов», Петр Карлович заметил экипаж Николая I, не спеша ехавший по набережной в сторону Марсова поля. Петру Карловичу надобно было в те же края. По строжайшему этикету обгонять императора запрещалось, поэтому кучер вопрошающе обернулся. В ответ ему было: Пошел! И белоснежные помчались. И в мгновение обошли самодержца. Царь оторопел, но, вглядевшись, узнал «своего барона» и погрозил ему вослед.

И надо же было случиться такому: вскоре история повторилась. Туг уже кучер Петра Карловича без всякого вопрошания решился на обгон. А кучер императорский, затаивший в душе своей профессиональную обиду на нарушителя этикета, ни о чем царя не спрашивая, послал и свою пару вперед. Так мчались они с угрозой захлестнуться постромками или опрокинуться, ударившись колесом о какую-либо каменную тумбу. Какое-то время катили вровень. Петр Карлович даже успел приподнять шляпу. Император стал уплывать назад. Мелькнули оскалы его коней… Так с приподнятой шляпой, что можно было принять уже за насмешку, Петр Карлович и обернулся. И увидел грозящий государев кулак.

Вскоре царь приехал смотреть готовые к тому времени большие модели «Укротителей». Вошел гремя и звеня. Ничего поначалу не сказал. Каски не снял. Взгляд выпуклый. (Рассказывают, что от такого взгляда, встретившись с императором, молоденькие фрейлины падали в обморок). Молчание становилось тягостным… Наконец: За этих – прощаю!

Эта царская милость случилась 22 октября 1836 г.