С новым учебным годом!
Успехов в познании нового, интересных открытий и свершений!
В этот день предлагаем вам пробежаться по некоторым страницам истории российского образования.
В XIX веке подавляющее число дворян пользовались услугами домашних учителей. Многие уезжали на учебу за границу. В 1803 г. создается Главное управление училищ, которое отвечало за всю систему образования в России. Вся территория Российской Империи была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим Попечительским советом, которые подчинялись ученым советам при Университетах. В 1802 г. в России было 6 Университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский, Московский. Университеты были достаточно свободны и автономны в своей деятельности. Ректора и профессора не назначались Министерствам, а были выборными, у них был собственный суд, они сами назначали учителей в гимназии и училища своего округа.
В 1804 г. в России был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам», в котором, помимо прочего, были указаны даты начала и окончания учебного года для средних и начальных учебных организаций. Так, гимназиям и уездным училищам предписывалось работать с 1 августа предыдущего по 1 июля следующего года, а «…июль месяц есть время вакансии или роздыха. В воскресные и табельные (церковные и государственные праздники) дни учения не бывает».
К 1827 г., уже при Николае I, образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Разумеется, у дворянских детей возможностей было намного больше.
Первая гимназия, в которой могли учиться дети из богатых семей, была открыта в Санкт-Петербурге еще в 1726 г. Вторая была создана в Москве при только что открывшемся Московском университете в 1755 г. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.
Одной из таких гимназий был знаменитый Императорский Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин. Он считался самым привилегированным светским образовательным заведением в Российской империи. Изначально предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Но к открытию лицея 19 октября 1812 г. его программа изменилась и теперь была рассчитана на подготовку чиновников высших рангов.
Одним из самых престижных учебных заведений, созданных в Российской империи, была также московская Школа математических и навигационных наук, где дворянских детей учили на инженеров, артиллеристов и архитекторов. До появления Морской академии в Санкт-Петербурге здесь же обучали будущих моряков. Параллельно стали открываться гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 г. был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет. Военные дисциплины были по факту не в приоритете: помимо языков, здесь учили театральному искусству, танцам и музыке.
У женщин в Российской империи возможностей получить образование было совсем мало. В 1860-е гг. открылись Мариинское женское училище, Женский медицинский институт и одноклассные земские школы. А вот высшие курсы появились только после отмены крепостного права, в 1869 г. Это было связано прежде всего с общеевропейскими тенденциями женской эмансипации. До этих девочек не брали ни в школы, ни в гимназии. Богатые семьи приглашали учителей на дом, но чаще всего это ограничивалось уроками французского, пения, танцами и игрой на фортепиано — о точных науках речи не шло.
Исключение составляли Институты благородных девиц. Самый первый и самый известный из них — Смольный, который открылся при Екатерине II. К концу XIX века в Санкт-Петербурге было десять таких гимназий, в Москве — четыре и еще 16 — в губерниях. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов считались самыми завидными невестами: они говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство. Попасть в такие институты было крайне сложно, но невероятно престижно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными. Только в конце XIX века женщины получили доступ к общему образованию и наукам.