В русской литературе XIX век назывался «золотым периодом». Удивляли своими произведениями искусства художники того времени, своими открытиями — ученые. Все вокруг набирало невероятные высоты.
В моде было невероятная тонкость мысли, остроумие и острословие, даже остракизм, сатирический ход мыслей. Нашим современникам, использующим в общении лаконичный язык подлежащих и сказуемых, так же, как и невеждам того времени, ничего не говорят строки из «Онегина» о том, что «Талия тихонько дремлет». Не знакомые с издававшимся тогда литературным богатством в чем-то справедливо приравнивались к необразованным и неотесанным болванам, в то время как любому знающему современные тому времени произведения человеку было абсолютно понятно, о чем идет речь. Ведь Талия была древнегреческой музой комедии.
Никому из образованных современников не надо было объяснять, что здесь Пушкин имеет в виду запрет цензурой комедии Грибоедова «Горе от ума». И так в каждой строчке «Евгения Онегина» — не зря Александр Сергеевич, живя в обществе высокообразованнейших людей, считался среди них самым образованным человеком своей эпохи (но не забудем, что тоже был жестоко травим, причем нередко людьми не с самым отточенным эстетическим вкусом, и даже пал жертвой их травли).