Аристократические манеры для актеров

В дореволюционном театре актеры, игравшие представителей высшего дворянства, боялись критики зрителей-аристократов и поэтому обращались к ним, желая обучиться тонкостям светского этикета. Этап длительной подготовки предшествовал спектаклю К.С. Станиславского «Горе от ума» на сцене Художественного театра. «Спектакль «Горе от ума» оставил чудесное воспоминание. Почти все актеры играли превосходно, – пишет в своих воспоминаниях В.П. Веригина. – Женщины меня пленили своими движениями и манерой держаться совершенно в духе эпохи. Они скользили на полупалъцах по комнате как бы в танце, но делали это очень мягко и естественно. Софья – Германова произносила слова с легким иностранным акцентом, как те, что учатся с детских лет говорить на иностранных языках. Графиня-внучка – Книппер грассировала. Играла она прекрасно… Качалов играл Чацкого блестяще…».

Алексей Александрович Стахович (1856–1919) обучал аристократическим манерам актеров Московского Художественного театра. Выпускник Пажеского корпуса, «типичный царедворец», Стахович был флигель-адъютантом московского генерал-губернатора князя Сергея Александровича. Страстное увлечение Художественным театром привело к тому, что он подал в отставку. «Шутники говорили, что его пригласили, чтобы «полировать» актеров и учить их светским манерам», – писал о Стаховиче М.В. Добужинский.

Сейчас получить консультацию из уст живых аристократов проблематично. Остается читать мемуары, дневники, переписку и помнить слова князя Сергея Волконского: «Можно не любить, даже не желать возвращения прежнего и тем не менее любовной памятью цепляться за прошлое, воскрешать его к эстетической жизни».