Яйца на Пасху на Руси всегда готовили заранее. Покрашенные в один цвет назывались «крашенками»; если на общий цветной фон наносили пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была «крапанка». Еще были «писанки» — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Яйца были как натуральные (куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные), так и искусственные. В зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось, оно могло быть сделано из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня.
С развитием прогресса возникла целая промышленная индустрия пасхальных яиц. На Петергофской гранильной фабрике изготавливались яйца из полудрагоценных камней: яшмы, малахита, лазурита, агата, порфира. С 1744 г. вошли в моду яйца из фарфора. Первое фарфоровое пасхальное яйцо, дошедшее до нашего времени, создано к Пасхе 1749 г. изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. В Государственном Русском музее хранится также яйцо с изображением амуров, созданное на Императорском фарфоровом заводе в середине XVIII века, вероятно, по рисунку Франсуа Буше.
К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании. К Пасхе 1793 г. в покои императрицы Екатерины II доставили шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных 373 фарфоровыми яйцами разных размеров, украшенными росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок, этими яйцами императрица одаривала гостей.
В середине XIX века ко двору было представлено уже более 5000 фарфоровых и 7000 стеклянных яиц для раздачи при христосовании. В начале XX века количество яиц увеличилось до трех с лишним тысяч, к Пасхе 1914 г. выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году — 15365 штук.
Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина (Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи), одним из излюбленных сюжетов мастеров был храм Василия Блаженного. Гжельские пасхальные яйца — фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью — продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова: цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов. В конце XIX — начале XX века пасхальные яйца расписывали и мастера иконописных центров России — Палеха, Мстеры, Холуя.
Одними из самых знаменитых пасхальных яиц являются яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, которая создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона (традиция — матрешка).
Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху. Карл Фаберже стал штатным ювелиром императорского дома.