Пасха — самый продолжительный праздник в году: его отмечают 40 дней до самого Вознесения. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особенно выделяют последние дни Страстной недели: Великий четверг как день духовного очищения и принятия таинства, Страстная пятница (напоминание о страданиях Иисуса Христа), Великая суббота (день печали) и Светлое воскресение Христово.
В дни Пасхи проводилось много благотворительных мероприятий. Со второго дня начинались многолюдные светские праздничные праздники: концерты, балы, приемы, торжественные обеды. Сливки общества наносили поздравительные визиты родным и знакомым, катались в экипажах. Народные гуляния с различными играми и хороводами начинались вечером Пасхи прямо на церковном дворе и продолжались до двух-трех недель.
Непосредственно перед Пасхой православные собирались в храме, откуда начинался ход. К полуночи шествие подходило к дверям храма и начиналось богослужение пасхальной утрени. В Петербурге во времена Екатерины II важные моменты пасхального богослужения сопровождались залпами пушек из Петропавловской и Адмиралтейских крепостей. Пушки же сообщали об окончании литургии, производя 101 выстрел. Тишину святой ночи наполняли благовесты многочисленных колоколов. Служба заканчивалась ранним утром перед восходом солнца, к этому времени уже были освящены куличи, пасхи, крашеные яйца — и начинались пышные праздничные трапезы.
В воскресенье после службы весь народ выходил на улицу христосоваться — и цари, и городовые, и служащие, и простой народ. В имперской России в дни празднования Пасхи стирались грани между сословиями. Обычай обмениваться крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества — от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними, без исключения, в том числе и хозяева со слугами. Произнося «Христос воскрес!», даже крестьянин имел право поцеловать руку любому важному лицу, и отказать было никому нельзя.