Вы сейчас просматриваете Богоматерь искусства

Богоматерь искусства

Принцесса Матильда Бонапарт, после развода с Анатолием Демидовым, стала видным членом новой аристократии во время Второй французской Империи (и после нее). Она открыла литературный салон на rue de Courcelles, где собирался весь цвет литературных кругов Парижа. 

В 1850-1860 гг. салон принцессы был одним из самых блестящих литературных салонов Парижа. Здесь собирались самые известные писатели: Эдмон де Гонкур, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын, Гюстав Флобер, Теофиль Готье, Ипполит Тэн, Анри Мельяк и Людовик Галеви, Эрнест Ренан, Фредерик Массон и многие другие писатели и драматурги.

Салон, помимо литературного, был еще и центром политической жизни Второй империи. Здесь бывали члены разных политических партий, кроме сторонников восстановления во  Франции династии Бурбонов. За щедрость по отноше­нию к людям искусства она заслужила прозвище “Notre-Dame des Arts” (Богоматерь искусства — фр.)

 Русские аристократы и члены Русского императорского дома, среди которых морганатическая супруга Алексан­дра II, княгиня Екатерина Юрьевская, великий князь Константин Николаевич, герцог Н.М. Лейхтенбергский, часто бывали здесь. А также — П. Мериме и И.С. Тургенев.

Салон принцессы посетил русский литератор граф В.А. Соллогуб. В своих мемуарах он пишет: «Принцесса Матильда — женщина замечательного ума; она своей обстоятельностью, приветливостью и самым тонким пониманием искусства, живописи, ваяния, литературы приобрела и сохранила после падения империи множество преданнейших друзей. Все, что носило известное имя в последние тридцать лет, усердно посещало ее салон».