История создания Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги началась за 65 лет до ее пуска. В первой половине XIX века, на Нижнетагильских заводах, с благословления Николая Никитича Демидова, было принято решение создать своеобразный синтез опытного конструкторского бюро и учебно-производственного комбината.
Новое образование получило название «Механическое заведение» и руководителя в лице Ефима Алексеевича Черепанова, крепостного гения, который, будучи полуграмотным, придумал и внедрил на Нижнетагильском заводе ряд собственных изобретений, за что и был продвинут Демидовыми в главные механики. «Механическое заведение» объединило практически весь цвет инженерной и конструкторской мысли Нижнетагильского и Выйского заводов. Кроме самого Ефима Черепанова, здесь работали его сын Мирон, племянник Аммос, механик Петр Степанович Макаров, механик, инженер и геолог Фотий Ильич Швецов, а так же Павел Акинфиевич Стеблов, Федор Филиппович Звездин, Алексей Петрович Ерофеев и другие.
Три года спустя «заведение» представило вступившим в права Павлу Николаевичу и Анатолию Николаевичу Демидовым ряд проектов по постройке паровых машин для нужд производства. Одним из этих проектов был паровоз Черепановых, другим – проект речного парового судна Фотия Швецова и Павла Стеблова. Надо сказать, что оба проекта изначально предназначались именно для перевозки металла с Нижнетагильского завода на «подливные»* заводы в Черноисточинске (по воде), Висиме и Висимо-Уткинске (по суше).
Первым был реализован проект паровоза. Правда, работать на перевозке металла ему не пришлось: господа владельцы посчитали строительство «чугунного путепровода», то есть железной дороги, слишком дорогим. А, вот, речной пароход, построенный, правда, несколько лет спустя, действительно стал таскать баржи с металлом по речкам Тагил и Чёрная до Черноисточинского завода. Это выходило дешевле, чем доставлять заготовки гужевым транспортом. А, кроме того, речная доставка работала и в весеннюю распутицу, и в осеннюю.
Значительно позже идеей связать все заводы собственной железной дорогой заинтересовался уже Павел Павлович Демидов (сын Павла Николаевича Демидова и Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной), который воспитывался под влиянием своего дяди – Анатолия Павловича, уделявшего огромное внимание техническому вооружению фамильного производства. Но и при Павле Павловиче проект строительства дороги не был завершен.
Узкоколейную железную дорогу сообщением Нижнетагильский завод — Висимо-Уткинск начали строить только в 1892 г. и целиком пустили в эксплуатацию в 1895-м. Дорога связывала малые демидовские «подливные» заводы — Авроринский, Антоновский, Черноисточинский, Шайтанский, Висимский и Висимо-Уткинский — с Нижнетагильским железоделательным заводом. Первоначально основным грузом дороги был металл, а так же лес, камень и песок для ремонта заводских плотин и дамб. Несколько позднее по узкоколейной ветке стали перевозить лом и оборудование, дрова и фураж.
Изначально на маршруте работали всего два паровоза «Вулкан», но уже через полтора года их стало четыре. А в 1897-м г. в Германии были закуплены еще три паровоза другой фирмы — Hartmann. Последние два «Вулкана» были заказаны в Германии в 1913 г., но до места назначения они добирались более года: началась Первая Мировая война и паровозы, попавшие в список стратегически важного оборудования, пришлось везти через Швецию, благодаря старым связям покойной уже Авроры Карловны…