Елка в XIX веке была демонстрацией достатка и роскоши. На дереве должно было быть много украшений из золота и серебра, все должно было блестеть и сверкать. На ветки в зависимости от возможностей семьи вешали пастилу, фигурный марципан, яблоки и груши, печатные пряники, разнообразные конфеты, вызолоченные грецкие орехи и даже кисти винограда. Про покупку стеклянных елочных игрушек не шло и речи, для большинства людей это было недоступно, привозные, немецкие и чешские стояли немыслимых денег. В знатных и богатых домах в качестве елочных украшений использовали дорогие ткани и настоящие драгоценности: кольца, серьги, перстни и подвески.
Елочные игрушки были привилегий дворянства. Своего производства в России на тот момент не было, несмотря на то, что с 1848 г. в Круговской волости Клинского уезда работал стеклянный завод Меншикова, который, в основном, производил хрустальную, столовую посуду и лабораторные емкости. Местные крестьяне довольно быстро обучились стеклодувному ремеслу и на дому начали открывать мастерские. Первыми из елочных украшений появились бусы, которые кустарные ремесленники сбывали на ярмарках. Стеклодув на маленькой горелке выдувал самые простые изделия — бусинки, жена их красила, дети нанизывали на конский волос.
В 1840-е гг. в Москве появилась первая фабрика по производству «бенгальских огней».
Страшно представить, но раньше елки освещались разноцветными восковыми свечами, закрепленными на ветках. Рядом обязательно ставили емкость с водой, чтобы при необходимости быстро потушить пожар. Для украшения использовали и фонарики — бумажные или деревянные. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли первые электрические гирлянды.