Почему на Витебском вокзале поезда отправляются со второго этажа?
Витебский вокзал — самый первый вокзал в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 г. для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 г. В 1849—1852 гг. на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К.А. Тона.
На расположение и конфигурацию нового вокзала повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, это императорский павильон, расположенный справа. Его наличие полностью перекрыло возможность сделать службы вокзала по обе стороны от его путей. Пришлось придумывать, как расположить все необходимые помещения с левой стороны. Во-вторых, Введенский канал, который тогда отказались засыпать. Кстати, было проведено исследование, которое показало, что его наличие только ухудшает состояние воды, но засыпать его отказались. Из-за этого пришлось отчуждать офицерский флигель Семеновского полка. В-третьих, город потребовал убрать пересечение в одном уровне железнодорожных путей и проезжей части набережной Обводного канала.
Все эти три основных фактора и определили основную особенность Витебского вокзала — рельсовые пути, расположенные на втором этаже.
Современное здание вокзала построено в 1904 г. в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер и архитектор С.И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн.