При устройстве горных заводов Демидовы не забывали и о принятой на себя обязанности о доставке водою «чугунных и железных припасов» куда указано будет. Акинфию Демидову принадлежит заслуга восстановления старинного судоходного пути по р. Чусовой, открытого почти за 120 лет до того Ермаком и потом забытого.
Однако устройство водного пути, очень длительного и опасного, складывалось трудно и вначале терпело неудачи. В 1703 г. демидовские пушки и ядра не дошли по назначению, хотя воинских припасов приготовили на Невьянском заводе гораздо больше, чем на казенном Каменском. Сплавить удалось лишь малую часть продукции, приготовленной к навигации. Видимо, и два последующих года оказались для Демидовых не слишком удачными, так как немало груза осталось на речном дне.
Но уже с каравана 1706 г. «только на Пушечном дворе в Москве приняли от демидовских работников 19 пушек и 21 817 пудов железа». За четверть века было создано, по выражению историка Б.Б. Кафенгауза, «грандиозное дело». Караваны судов с железом отправлялись с пристаней на р. Чусовой, спускались по Каме, далее шли Волгой до Твери, где зимовали, чтобы весной вновь двинуться по рекам и каналам до Петербурга. Весь путь занимал полтора года. Использовались целые флотилии стругов, коломенок, дощаников и иных судов, сотни пристаней, складов, сложная система шлюзов, каналов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений, тысячи лоцманов, сплавщиков, бурлаков и иной обслуги этого «грандиозного дела». Транспортные расходы, по подсчетам Кафенгауза, составляли около 15-20% стоимости железа.