Вяземский и Париж

П.А. Вяземский впервые попал в Париж во время своей второй поездки за границу, в 1838 г. Получив служебный отпуск, о продлении которого он потом должен был несколько раз ходатайствовать, Вяземский выехал из Петербурга один, без семьи, морем в Германию для лечения глаз. Однако, затаенная мысль о посещении Парижа или, вернее, сожаление, что не он является целью поездки, не было чуждо Вяземскому при отъезде. «Отчего не выкопаете вы целительных вод в Париже?» — шутя спрашивал он А.И. Тургенева в письме от 25 февраля 1838 г.

Пройдя курс лечения в Киссингене, Вяземский должен был отправиться на морские купанья в Булонь или в Англию. По пути к морю он решил заехать в Париж и провести там несколько дней. Выезжая за границу, Вяземский не имел разрешения на посещение Парижа и, вероятно, оформил это дело полулегально, через русских посланников во Франкфурте- на-Майне и Париже. Поэтому он предпочитал не называть в письмах к семье место своего путешествия, а заставлял лишь догадываться о нем. Первое упоминание о предполагаемой поездке в Париж появляется в письме к жене от 2 августа 1838 г.: «Я думаю, — пишет Вяземский из Франкфурта, — всего вернее заехать по дороге в местечко безымянное и пробыть там недели две в виде беглого солдата или контрабандиста. Только прошу не выдавать и продавать меня, а писать по-прежнему во Франкфурт, до дальнейшего распоряжения».

В письме от 7/19 августа опять читаем намек на путешествие в Париж: «Благословите меня, батюшки, благословите меня, матушки! Еду не на огненном судне, а в огненный город, а куда не скажу…».