Облик Санкт-Петербурга в основном сформировался в 1-ой четверти XIX века. Именно тогда сложились знаменитые архитектурные ансамбли в стиле классицизма, которые по сей день вызывают восхищение.
К.И. Росси мы обязаны ансамблем Дворцовой площади, замкнувшими его двумя одинаковыми полуциркульными крыльями, объединенными Триумфальной аркой, великолепной улицей, названной его именем, построенной по античным канонам, где два совершенно одинаковых здания по обе стороны улицы как бы отражают друг друга в зеркале.
А.Д. Захаров, главный архитектор Морского ведомства, постройкой Адмиралтейства объединил три важнейшие магистрали города – Невский проспект, Гороховую улицу и Вознесенский проспект и связал воедино простор Невы, Дворцовую и Сенатскую площади.
Двум французам Тома де Томону и Монферрану мы обязаны ансамблем Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами, окончательным вариантом Исаакиевского собора и домом Лобанова-Ростовского, памятником Петру Великому и Александровской колонной.
Великолепные культовые постройки – воронихинский Казанский собор и полковые соборы Измайловского и Преображенского полков были построены В.П. Стасовым. Классицизм этого периода достиг наивысшего расцвета и был запечатлен живописцами, граверами и литографами в своих работах. Среди них такие известные имена, как С.Ф. Галактионов, А.О. Орловский, А.П. Брюллов, А.Е. Мартынов.