Еще до начала Крымской войны 1853–1856 гг. небольшой приморский городок Ницца, принадлежавший тогда Королевству Сардиния, стал приобретать популярность у русской аристократии. Согласно статистике, в течение зимы 1850–1851 гг. из 560 иностранных семей здесь были зарегистрированы 52 русские фамилии, в зимний сезон 1856–1857 гг. – 141, а в 1860-м – уже 2141. Такому стремительному росту популярности Ницца обязана, в первую очередь, русской императрице Александре Федоровне, которая в октябре 1856 г. впервые прибыла в соседний городок Вильфранш с намерением провести там зиму и пройти лечение. Через два года Александра Федоровна вновь прибыла в Ниццу и жила на вилле Бермон (Villa Bermond). Тогда же здесь построили еще один православный храм: церковь Николая Чудотворца и великомученицы царицы Александры, на освящении которой присутствовала дочь Александры Федоровны, великая княгиня Мария Николаевна.
Вскоре в Ниццу потянулась российская знать, и очень быстро маленький приморский городок превратился в настоящий «зимний салон» Европы. Теперь Ницца и ее окрестности, присоединенные к Франции в 1860 г., были переполнены русскими, которые не только скупили все продававшиеся на тот момент виллы, но и занимали целые этажи в самых лучших отелях. В путеводителях конца прошлого века отмечалось: «На Лазурном Берегу много русских владений». Отели Ниццы, рекламируя себя, объявляли: «У нас останавливается русская аристократия», и количество останавливавшихся у них всевозможных князей и графов стало своеобразным знаком качества.
Особую роль в развитии «русской Ниццы» сыграли многочисленные члены императорской фамилии Романовых, проводившие на Лазурном Берегу чуть ли не каждый зимний сезон, чтобы «лицезреть пальмы юга».