История российских императорских яхт восходит к петровскому времени. С детских лет будущий император грезил морем. Выход России к морю и утверждение ее на Балтийском побережье привели к бурному развитию российского кораблестроительства.
С 1702 г. придворные яхты строили на Воронежской верфи. После первых побед в Северной войне царь приступил к созданию Балтийского флота. В 1703–1704 гг. были построены несколько фрегатов и парусно–гребных шняв, особый интерес среди которых представляет «Мункер», выполненный по чертежам самого Петра I.
Строительство яхт набирает силу во времена правления Екатерины II, а особый расцвет начинается в царствование Николая I. Среди 22 императорских, великокняжеских и должностных яхт, созданных в XIX веке на русских и иностранных верфях, были как небольшие парусники со скромным оформлением, так и комфортабельные суда с роскошной внутренней отделкой. Для каждой яхты создавалось особое убранство, специальная мебель и не повторяющие друг друга сервизы.
Во второй половине XIX века начали строить большие комфортабельные яхты для дальнего плавания, в том числе и специально для наследников престола. Среди них заложенная в 1893 г. в Копенгагене яхта «Штандарт», строительство которой завершилось через три года. Это была самая большая океаническая и самая совершенная по инженерно-техническим характеристикам яхта, принадлежавшая цесаревичу Алексею, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии.
Послереволюционная судьба императорских яхт сложилась печально: многие из них были разобраны или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов.
Музей «Императорские яхты», расположенный в Нижнем парке, предоставляет уникальную возможность увидеть их вновь.
Информация со страницы Музея-заповедника Петергоф в ВК: https://vk.com/peterhof_museum