13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1870 г. состоялась церемония торжественного открытия первого участка Финляндской железной дороги от Петербурга до Выборга. Епископ Выборгский Тихон провел церемонию освящения здания Финляндского вокзала, а также подвижного состава, после чего в путь отправился первый срочный поезд. Нам сейчас достаточно сложно понять, каким прорывом было строительство железной дороги и появление возможности путешествовать в любую погоду и в любое время года. А для людей того времени это кардинально изменило жизнь. Финляндский вокзал же стал отправной точкой для железной дороги, связавшей столицу империи с Великим княжеством Финляндским. Строительство вокзального здания доверили Петру Купинскому, архитектору управления домами министерства путей сообщения. По его проекту было возведено одноэтажное здание с двухэтажными боковыми павильонами. Оно стало единственным каменным вокзалом на этой железнодорожной ветке.На публичных торгах работы по его постройке поручили выборгскому купцу Павлу Яковлеву. Интерьеры Финляндского вокзала создавали финские архитекторы В. Вестлинг и П. Дегенер. Мебель заказывали в Германии.
Главный фасад вытянутой по ширине одноэтажной станцию был на углу Симбирской улицы и проложенного при строительстве вокзала Финского переулка. Главный вход находился в западном корпусе, перед которым возникла небольшая привокзальная площадь. Здесь же располагался единственный двухэтажный объём здания с царскими апартаментами. Железнодорожные пути подходили к Неве, где расположилась товарная станция. Несмотря на то, что внешним убранством постройка не поражала воображения, но, по воспоминаниям очевидцев, была практичной и удобной для пассажиров. В августе 1875 г. «Иллюстрированная неделя» писала, что если вокзал «не может называться изящным по рисунку фасада, то во внутреннем расположении опрятен и удобен, также как и подвижной состав этой железной дороги». Стоит отметить, что в этот же день были открыты другие станции. Например, первых пассажиров принял вокзал в Териоки. В те годы это была первая остановка после границы, поэтому именно здесь проходил таможенный досмотр. Дорога строилась и впоследствии эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.
По указу Александра II участок Белоостров (Валкеасаари) — Санкт-Петербург, находившийся за пределами Финляндского княжества, тем не менее подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог. Новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки — Хямеенлинна (Гельсингфорс — Тавастгус) на станции Риихимяки. Это ускорило и удешевило строительство. Дорога Гельсингфорс — Тавастгус строилась с 1862 г., а линия Риихимяки — Санкт-Петербург начала строиться в 1868 г. , а уже 1 ноября 1869 г. открылся для движения участок Риихимяки — Лахти, а 1 февраля 1870 г. Санкт-Петербург — Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г. Новая магистраль была укомплектована достаточным по тем временам количеством локомотивов. Пассажирские вагоны отличались комфортом и допускали сквозной проход от головы до хвоста состава. Плата за проезд по ценам того времени была не слишком низкой, но вполне доступной: проезд одной версты в I классе стоил три копейки, во II — две и в III — одну копейку. В ночных поездах имелись спальные вагоны, за пользование которыми взымалась дополнительная плата 3 рубля, которая включала в себя стоимость постельного белья.
Информация со страницы в ВК сообщества ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ: https://vk.com/club210067667