Вы сейчас просматриваете Петербургская конка

Петербургская конка

В 1860 г. в Санкт-Петербурге был введен в эксплуатацию первый вид рельсового уличного транспорта — конно-железная дорога (конка). Первоначально конка использовалась только для грузоперевозок, но с 27 августа 1863 г., после постройки первых пассажирских линий (Площадь Восстания – Невский проспект – стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская площадь – Конногвардейский бульвар – 6-я линия В.О.; Никольская площадь – Садовая улица – Невский проспект) конка стала перевозить и пассажиров. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов – одноэтажный и двухэтажный (с “империалом”) .

«Движение вперед, движение назад и абсолютный покой суть синонимы. Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час» (Чехов А.П. Идеальный экзамен: Краткий ответ на все длинные вопросы, 1884). Однако тихоходные петербургские конки умудрились перевезти в первый же год использования 1-1,5 млн. пассажиров!

21 сентября 1862 г., за год до этого, был учрежден устав Первого Товарищества конно-железных дорог. Одним из учредителей стал генерал-адъютант граф Владимир Федорович Адлерберг, министр двора и уделов, близкий друг императора Николая I, человек, зарекомендовавший себя безграничным доверием государя. Началась работа по созданию и внедрению в жизнь новой транспортной услуги. Преодолев сопротивление некоторых противников новшества в Городской Думе, конка ворвалась в петербургскую жизнь.