На фото: Дорожный самовар Авроры Карамзиной из собрания Городского музея Хельсинки.
Русская чайная церемония с самоваром стала одним из символов России, своеобразным национальным обычаем русских. Без самовара трудно представить русскую классическую литературу и живопись, песни, пословицы и поговорки.
«Смеркалось; на столе блистая | Шипел вечерний самовар, | Китайский чайник нагревая; | Под ним клубился легкий пар» — так, буквально нараспев, Пушкин описал чаепитие у Ольги в «Евгении Онегине».
А князь Вяземский посвятил самовару целое стихотворение: «Чтоб, всех житейских дел конец или начало, | Кипучий самовар, домашний запевало, | Не подал голоса и не созвал семьи…».
Для начала XIX века были характерны такие фасоны самоваров: яйцевидный с петлеобразными ручками, «ампир», «кратер», напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.
Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма — прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников.
Самовары делали из меди, латуни, томпака, мельхиора. Медные и латунные самовары могли иметь никелевое или серебряное покрытие. Для зажиточных слоев населения изготавливались дорогие эксклюзивные самовары из серебра, с инкрустацией, с использованием ценных пород дерева и слоновой кости. В зажиточных домах в то время могло быть несколько самоваров: повседневный, праздничный, походный и т.п.