Портрет Василия Жуковского

Художник, которого современники прозвали «Великим Карлом» — Карл Брюллов, имел щедрых заказчиков и покровителей. Но, пожалуй, самая необычная судьба была у «Портрета Василия Жуковского».

В 1836 г. петербургские художники и литераторы познакомились с крепостным «маляром» Тарасом Шевченко. Помещик Павел Энгельгардт отправил одаренного крестьянина в столицу на обучение, чтобы сделать из него домашнего живописца. Деятели культуры попытались договориться с Энгельгардтом об освобождении Шевченко. Помещик назначил неслыханный выкуп — 2500 рублей. Обученный ремеслам или искусствам крепостной в то время стоил в среднем тысячу рублей, столько же в год получал комиссионер на коммерческом предприятии.

Чтобы собрать деньги, Брюллов написал портрет Жуковского, а поэт представил свое изображение на придворную лотерею — модную в то время забаву. Государыня Александра Федоровна купила билетов на четыреста рублей, а великая княжна Мария Николаевна и наследник Александр Николаевич вложили по триста рублей. Остальные полторы тысячи собрали по друзьям и знакомым.

22 апреля 1838 г. была выкуплена вольная для поэта и художника Тараса Шевченко. А императрица, считавшаяся официальной владелицей портрета, так и не затребовала его во дворец. В итоге портрет попал к коллекционеру Василию Кокореву, а от него к Павлу Третьякову. В советское время картину передали из Третьяковской галереи в Музей Тараса Шевченко в Киеве.