Вы сейчас просматриваете С новым учебным годом!

С новым учебным годом!

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:Новости

Дорогие наши друзья! Поздравляем всех с новым учебным годом! 

Пусть этот образовательный год будет успешным, плодотворным, интересным и насыщенным! Пусть он принесет новые открытия, поможет в исторических исследованиях, откроет двери в новые области знаний!

А для успешного начала этого года мы предлагаем вам небольшое исследование по истории нашего родного Петроградского района Санкт-Петербурга, в котором расположена лучшая из школ!


В начале XIX века император Александр I превратил отцовский Каменноостровский дворец в свою летнюю резиденцию. Вокруг моментально выросли дачи вельмож, к ним были проложены новые улицы, а через Малую Невку навели постоянный Каменноостровский мост. Аптекарский остров, бывший ранее глухим предместьем, вошел в городскую черту, стал популярен как дачная местность и буквально за несколько лет преобразился.

Дача семьи Лаваль становится эталоном, мечтой и впечатляет своим масштабом. Хозяева – граф Иван Степанович Лаваль (1761–1846) и его супруга Александра Григорьевна (1772–1850). Участок был пожалован им Павлом I как подарок на свадьбу, в решении которой император, любивший устраивать дела своих подданных, принял живое участие. 

Новые владельцы участка на Аптекарском острове старались максимально использовать существующий ландшафт, не вторгаясь активно в среду обитания, не искажая того, что уже было создано природой. В том месте, где Карповка сливалась с Малой Невкой, началась история знаменитой дачи, воспетой поэтами «золотого века русской литературы».

Графиня Александра Григорьевна Лаваль 10 августа 1803 г. оформила купчую на приобретение пустопорожнего участка земли в северо-западной оконечности Аптекарского острова, принадлежавшего гардеробмейстеру двора Его Императорского Выcочества Ивану Федоровичу Геслеру. Вскоре Лавали становятся владельцами практически всей западной оконечности острова, купив у казны земли между Карповкой и Малой Невкой (по современным границам территории Аптекарского острова между Песочной набережной, улицей Грота и набережной реки Карповки).

Проект дачи, а возможно и планировка сада, были заказаны архитектору Тома де Томону, работавшему над строительством знаменитого особняка Лавалей на Английской набережной.

При знаменитых владельцах был прорублен лес, проложена «лавалева дорога» (нынешняя ул. Грота), прорыт извилистый канал (река Лавалей), живописный и уводивший любителей одиночных прогулок в дальние уголки сада. Так как сад разбивался как пейзажный, в нем не предполагалось строгих геометрических прудов и каналов, а только такой змеевидный. Через канал были перекинуты три мостика: деревянный в сельском стиле, каменный и чугунный. При впадении в Малую Невку на небольшом островке устроили рыбную тоню. На остров можно было попасть по воде и по небольшому четвертому мосту, перекинутому через Карповку. В саду создавались благоприятные условия для роста влаголюбивых растений. Неспешные прогулки по саду были очень популярны, давая возможность горожанину почувствовать себя ближе к природе. Деревья были высажены и плотно, и на расстоянии друг от друга. Что-то подсаживалось заново, оставляли и старые деревья. Встречающиеся поляны создавали эффект неожиданности и служили островками отдыха. Их украшали садовые диваны, тумбы с вазами, детская площадка с небольшим деревянным домиком, трое качелей, гимнастическая площадка, беседки, гроты. На берегу Малой Невки устроили пристань, летом ставили купальню.

Все высшее петербургское общество съезжалось на дачу к А.Г. Лаваль на ее блестящие праздники. Среди гостей были видные дипломаты, представители известных дворянских фамилий, модные поэты и писатели. В летописи жизни А.С. Пушкина указано, что с сентября 1817 по апрель 1820 г. Пушкин постоянно бывал на вечерах и балах у Лаваль.

Прозаический отрывок Пушкина «Гости съезжались на дачу» написан летом 1829 г. и при жизни поэта не публиковался. Действие происходит белой ночью, гости – «дамы и мужчины, приехавшие в одно время из театра, где давали новую итальянскую оперу». Мужчины играют в карты, дамы разглядывают литографии. «На балконе сидели двое мужчин. Один из них, путешествующий испанец, казалось, живо наслаждался прелестию северной ночи. С восхищением глядел он на ясное, бледное небо, на величавую Неву, озаренную светом неизъяснимым, и на окрестные дачи, рисующиеся в прозрачном сумраке». Дача из отрывка, как видно из пушкинских черновиков, – знаменитая дача Лавалей.

После кончины родителей дача по наследству перешла их дочери Софье Ивановне, в замужестве Борх (1809–1871). Ее муж граф Александр Михайлович Борх (1804–1867), дипломат, действительный тайный советник, камергер, обер-церемониймейстер, директор Императорских театров в 1863–1867 гг. Александр Михайлович представлял в России интересы Анатолия Николаевича Демидова,  деверя Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной.

И снова мы сталкиваемся с Авророй… Хотя чему тут удивляться? Ведь мы то знаем, что XIX век — это Век Авроры!