Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.
Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно.
Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные профессии: кузнец, лакировщик, оковщик.
Весь XVIII век развития промысла – это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» – золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.
Примерно в середине XIX века в следствии нехватки художников среди мужчин к обучению и росписи подносов стали привлекать и женщин, постепенно роспись подносов стала женским трудом.
В этот же время полным циклом производства начиная от ковки и заканчивая лакировкой железных изделий и упаковкой -подносов и сундуков, шкатулок овладели мастерские Головановых, Дубасниковых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Изделия данных мастерских хранятся в крупнейших музеях России, а так же в Санкт-Петербурге в Русском музее и Москве в Государственном историческом музее.
В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис , не обошел стороной и Тагильский подносный промысел – жизненный темп усиливался и нужно было переходить на промышленный уровень.
Из-за высокой конкуренции кузнеца заменил пресс для изготовления форм подносов, так как встал вопрос о быстроте и удешевлении производства. Все более распространенной стала маховая роспись подносов, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три маха художница пишет цветочный венчик, стебли, листья, бутон цветка, если смотреть на роспись, то создается впечатление порхание кисти.