Вы сейчас просматриваете Книжная лавка Александра Смирдина

Книжная лавка Александра Смирдина

В декабре 1831 г. на Невском проспекте в доме № 22 (Большая Конюшенная ул., 14) появилась вывеска «Книжная лавка А.Ф. Смирдина» (через 14 лет магазин переехал в дом № 30).

Газета «Северная пчела», основанная Ф.В. Булгариным, вместе с Н.И. Гречем сообщила, что Александр Филиппович Смирдин «основал книжный магазин, которого еще не бывало в России. Лет около пятидесяти перед сим для русских книг не бывало даже лавок. Книги хранились в подвалах и продавались на столах как товар из ветошного ряда. Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги».

Благодаря Смирдину небогатые люди смогли познакомиться с произведениями Державина и Карамзина. Публиковал он и своих современников, например, «Бахчисарайский фонтан», «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина» Пушкина.

Между книгоиздателем и поэтом сложились сложные отношения. Иногда Смирдин не выплачивал Пушкину гонорар вовремя. Поэт злился, и даже написал эпиграмму:
Смирдин меня в беду поверг,
У торгаша семь пятниц
на наделе.
Его четверг на самом деле
Есть после дождика четверг…

Но это Александр Сергеевич погорячился, издатель не раз выручал его во время денежных затруднений. Пушкин сам говорил, что получает «жалованье» от Смирдина за предоставленное право издавать произведения поэта в течение четырех лет.

Юмор Пушкина чуть не испортил открытие книжного магазина на Невском. В честь открытия Смирдин устроил торжественный обед для литераторов. Среди собравшихся были Иван Крылов, Вяземский, Николай Греч и Фаддей Булгарин, владельцы журнала «Сын Отечества», цензор Василий Семенов. Он и стал жертвой очередной пушкинской шутки.

Семенов, Греч и Булгарин сидели напротив Пушкина. После очередного тоста поэт крикнул цензору: «Ты, брат Семенов, сегодня словно Христос на горе Голгофа». Все присутствующие мгновенно поняли шутку: Семенов находился между двумя разбойниками пера. Булгарин был заметно задет, между ним и Пушкиным давно шла вражда.

Возможно, чтобы сгладить впечатление, и точно в знак благодарности, литераторы решили выпустить специальный альманах «Новоселье». Все присутствующие обязались что-то написать для сборника. Пушкин предоставил «Домик в Коломне», Жуковский «Сказку о царе Берендее», Крылов, конечно, басни.